Решение задачи по устранению ограничений экономического роста и улучшению качества жизни населения предполагает необходимость активного развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
Одним из инструментов, призванных способствовать привлечению финансирования для реализации инфраструктурных проектов из внебюджетных источников, является государственно-частное партнерство (далее — ГЧП), обеспечивающее объединение интересов государства и частного бизнеса.
Содействие развитию и распространению ГЧП является для Внешэкономбанка одним из важных направлений деятельности.
Внешэкономбанк участвует в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах ГЧП, реализует собственную программу содействия проектам регионального и городского развития, оказывает консультационную поддержку органам государственной власти и местного самоуправления, юридическим лицам по вопросам формирования и финансирования таких проектов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» Внешэкономбанк также осуществляет мониторинг расходования средств инвесторов при реализации проектов, получивших государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В 2014 году соответствующий мониторинг осуществлялся Внешэкономбанком в отношении исполнения обязательств инвесторов по 15 инвестиционным проектам. Отчеты о результатах мониторинга на ежеквартальной основе представлялись Внешэкономбанком в Министерство регионального развития Российской Федерации (начиная с третьего квартала 2014 года — в Министерство экономического развития Российской Федерации).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2010 г. № 1372-р Внешэкономбанк является единственным исполнителем в области оказания услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов Российской Федерации по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.
В отчетном периоде в рамках заключенных в 2013 году государственных
контрактов Внешэкономбанк оказывал
услуги инвестиционного консультирования
для государственных нужд Пермского края
(реконструкция автомобильной дороги)
и Республики Башкортостан (проекты
строительства автомобильной дороги
и создания выезда на трассу федерального
значения), Омской области (строительство
и эксплуатация аэропорта), Оренбургской
области (строительство театрального центра
для детей и молодежи) и Ростовской области
(строительство водноспортивных оздоровительных комплексов).
Внешэкономбанк также осуществлял инвестиционное консультирование в рамках
договора с ООО «Институт развития автодорожного комплекса» (имеющего контракт
с ГК «Российские автомобильные дороги»)
по проекту реконструкции и комплексного
обустройства участка 1091 км — 1319 км
автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы
через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар
до Новороссийска.
В целях содействия подготовке и реализации проектов по реконструкции, модернизации или строительству объектов общественной инфраструктуры, а также по организации предоставления общественных услуг с использованием частной инфраструктуры Внешэкономбанком разработана программа «Финансирование содействия проектам регионального и городского развития» (далее — Программа ФСПР). Программа ФСПР предусматривает оказание финансовой и нефинансовой поддержки инвестиционным проектам соответствующей направленности.
Функции оператора Программы ФСПР осуществляет дочерняя организация Внешэкономбанка — Открытое акционерное общество «Федеральный центр проектного финансирования» (далее — ОАО «ФЦПФ»).
Финансовое содействие реализации
проектов регионального и городского
развития в рамках Программы ФСПР
предполагает предоставление целевых
займов и инвестирование средств
в уставный капитал проектных компаний,
создаваемых инициаторами, а также
финансирование консультационных
и проектных организаций на этапе предпроектной подготовки под уступку прав
требования к государственным
или муниципальным заказчикам.
К мерам нефинансового содействия реализации соответствующих проектов относятся оказание услуг инвестиционного консультирования по формированию проектов развития, в том числе подготовка юридической документации, технико-экономических обоснований, конкурсной документации по отбору частных инвесторов, организация финансирования проекта.
В целях реализации Программы ФСПР Внешэкономбанк осуществил инвестиции в уставный капитал ОАО «ФЦПФ» на общую сумму 4,9 млрд рублей.
В отчетном году ОАО «ФЦПФ» получено 65 обращений по вопросам подготовки и реализации проектов в различных городах и регионах Российской Федерации. Одобрена поддержка в рамках Программы ФСПР 16 проектов.
Всего по состоянию на конец отчетного года сформирован портфель, включающий 21 проект, объем финансовой поддержки которого одобрен в размере около 3,37 млрд рублей.
В 2014 году в рамках Программы ФСПР оказана финансовая поддержка на общую сумму около 441 млн рублей следующим проектам:
С учетом накопленного Внешэкономбанком опыта в вопросах реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства Банк активно привлекается к участию в работе по совершенствованию нормативной базы в области ГЧП.
В 2014 году Внешэкономбанк участвовал в подготовке предложений по следующим законопроектам: